+7 (499) 200-0810
Прием осуществляется по предварительной записи по телефону
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д.92
Часы работы: Пн-Пт: с 9 до 16; Сб: с 10 до 17, обед: с 13 до 14; Вс: выходной

Адвокатские и юридические услуги
Адвокат Будовниц В.Ю.
Юрист Будовниц Н.Ю.
Подробнее...

Оценка условий труда
Специальная оценка условий труда

Вопросы, возникающие в нотариальной практике при применении отдельных норм Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Момент возникновения преимущественного права покупки доли в уставном капитале общества у лица, приобретающего долю по нотариально удостоверенному договору

В случае продажи одним из участников общества доли в уставном капитале общества по частям нескольким третьим лицам возникает вопрос о том, появляется ли у лица, которое первым удостоверило у нотариуса сделку о приобретении части доли, преимущественное право покупки в отношении еще не проданных частей доли, принадлежащих этому же продавцу.

Согласно Федеральному закону (пункт 12 статьи 21) доля в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение этой доли (договора продажи доли в ООО, договора дарения доли в ООО, договора мены доли в ООО). Соответственно к приобретателю доли в уставном капитале общества переходят все права и обязанности участника общества, возникшие до совершения названной сделки, за исключением дополнительных прав и обязанностей (пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 9 Федерального закона).

Однако при решении вопроса о возникновении преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества у нового участника общества необходимо учитывать следующее.

Участник общества, намеренный продать свою долю третьему лицу (заключить договор купли-продажи доли в ООО, договор мены доли в ООО), обязан известить об этом остальных участников общества и само общество путем направления через общество оферты, содержащей условия продажи доли. Оферта считается полученной всеми участниками общества в момент ее получения обществом. При этом оферта может быть акцептована только тем лицом, которое является участником общества на момент акцепта (пункт 5 статьи 21 Федерального закона).

Таким образом, закон относит к лицам, наделенным преимущественным правом покупки продаваемой доли (равно как и ее частей), лишь тех лиц, которые были участниками общества до начала процесса отчуждения доли, а не приобрели данный правовой статус в результате покупки части реализуемой доли. Данный вывод соотносится с понятием акцепта, содержащимся в Гражданском кодексе Российской Федерации. В соответствии со статьей 438 ГК РФ акцептом признается ответ о принятии оферты лица, которому оферта адресована. Поскольку в соответствии с Федеральным законом (пункт 5 статьи 21) оферта – извещение участника общества о намерении продать свою долю в уставном капитале общества, направляется лицам, являющимся участниками общества на момент направления оферты, то и принять ее могут именно те лица, которые были участниками общества в момент получения оферты.

Свидетельствование нотариусом верности копии с копии устава общества в случае, если данная копия выдана регистрирующим органом

Порядок свидетельствования нотариусом верности копии с копии документа установлен статьей 79 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы), согласно которой засвидетельствовать верность копии с копии документа возможно, если копия выдана юридическим лицом, от которого исходит подлинный документ, при этом копия документа должна быть изготовлена на бланке юридического лица, скреплена печатью и иметь отметку о том, что подлинный документ находится у юридического лица.

Свидетельствование нотариусом верности копии с копии учредительного документа юридического лица, выданной регистрирующим органом, в государственном реестре которого содержится учредительный документ, не согласуется с требованиями статьи 79 Основ, поскольку регистрирующий орган не является юридическим лицом, от которого исходит учредительный документ, кроме того, в государственном реестре не всегда содержатся подлинники учредительных документов (подпункт «в» статьи 12 Закона о регистрации).

Удостоверение нотариусом договора отчуждения доли в уставном капитале общества, находящегося в процессе ликвидации

В соответствии с законодательством общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно либо по решению суда, основания и порядок ликвидации обществ определены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (статья 92 ГК РФ, пункт 5 статьи 57 Федерального закона).

Общие требования к порядку ликвидации юридического лица установлены статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 8 указанной статьи ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). При этом, как отмечено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 90 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 от 9 декабря 1999 г. «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью”» (пункт 26), до завершения ликвидации общества, то есть исключения его из ЕГРЮЛ, общество действует, руководствуясь нормами Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и положениями устава, не противоречащими закону.

Федеральный закон не устанавливает ограничений на отчуждение доли в уставном капитале общества, находящегося в процессе ликвидации и заключение как следствие соответствующего договора (договора продажи доли в ООО, договора дарения доли в ООО, договора мены доли в ООО).

Закон о регистрации (пункт 2 статьи 20) устанавливает запрет на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица. При этом после 1 июля 2009 года сведения об участниках общества, о номинальной стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества не относятся к сведениям, подлежащим включению в учредительный документ общества – устав. Таким образом, Закон о регистрации не содержит запрета на внесение изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об участниках общества и причитающихся им долях общества, если рассматриваемые изменения касаются общества, находящегося в процессе ликвидации.

С учетом изложенного представляется, что удостоверение договора отчуждения доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, находящегося в процессе ликвидации, не противоречит законодательству. Указанная позиция может быть проиллюстрирована следующим примером. Согласно статье 88 (пункт 1) ГК РФ, статье 7 (пункт 3) Федерального закона число участников общества не должно быть более пятидесяти. Если в течение года общество с числом участников более 50 не будет преобразовано в открытое акционерное общество и число участников не уменьшится до установленного предела, оно подлежит ликвидации. Уменьшение числа участников ликвидируемого общества путем отчуждения доли в уставном капитале общества несколькими участниками другим участникам общества устраняет причину, на основании которой возбужден процесс ликвидации общества, что должно привести к прекращению процесса ликвидации.

Вместе с тем в рамках оказания содействия в осуществлении прав и защите законных интересов лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, во избежание негативных последствий для приобретателя доли ликвидируемого общества нотариусу рекомендуется разъяснять возможные негативные последствия приобретения доли в уставном капитале общества, находящегося в процессе ликвидации.

Передача в залог доли в уставном капитале общества, состоящего из одного участника общества

Согласно Федеральному закону (пункт 1 статьи 22) передача в залог доли в уставном капитале общества третьему лицу возможна лишь с согласия общего собрания участников общества. При определении результатов голосования голос участника общества, который намерен передать в залог свою долю, не учитывается.

Правила Федерального закона на общества с одним участником распространяются постольку, поскольку Федеральным законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений (пункт 2 статьи 7 Федерального закона).

Особенности управления обществом, состоящим из одного участника, предусмотрены статьей 39 Федерального закона, в соответствии с которой решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. К обществам с одним участником не применяются положения Федерального закона, касающиеся порядка и сроков подготовки, созыва и проведения собрания участников общества, исключением для такого участника является соблюдение сроков проведения годового общего собрания участников общества (статьи 34–39 Федерального закона).

Учитывая установленные Федеральным законом особенности организации деятельности общества, состоящего из одного участника, можно прийти к выводу, что положения пункта 1 статьи 22 Федерального закона о порядке оформления согласия на передачу в залог доли в уставном капитале общества третьему лицу не могут применяться к обществам, состоящим из одного участника. Следовательно, решение о передаче в залог третьему лицу доли в уставном капитале общества, состоящего из одного участника, принимается этим участником единолично в порядке, установленном статьей 39 Федерального закона.

Читайте также: